{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как оценить проджекта на собеседовании. Опыт Digital Strategy

Проджект-менеджер (далее ПМ или «проджект») — человек, который больше остальных знает о проекте. Классный ПМ разбирается в бизнес-процессах, умеет выжимать из существующих ресурсов максимум и доводить идею заказчика до реализации в установленные сроки. Найти таких спецов с опытом в диджитал — непросто. Это при том, что количество «проджектов» на рынке растет.
Узнали у Ульяны Аббасовой, аккаунт-директора Digital Strategy, почему на рынке кадровый голод на ПМ и какие софт-скиллы обязательно проверяют у «проджекта» на собеседовании.

Чем занимается проджект-менеджер в диджитал

Из названия понятно, что основной фокус «проджектов» – это ведение проектов. Но это слишком размытая формулировка. Поэтому конкретизируем. ПМ в диджитал-сфере занимается организацией и контролем выполнения проектов в области цифровых технологий, интернет-маркетинга и веб-разработки. В его обязанности входит:

  • Определение целей и задач проекта совместно со специалистами и планирование этапов работы.

  • Анализ рынка, конкурентов и целевой аудитории проекта.

  • Контроль бюджета.

  • Подбор и управление командой проекта (дизайнеры, программисты, маркетологи, аналитики и др.) .

  • Координация работ между различными отделами и специалистами, контроль соблюдения сроков и качества выполнения задач.
  • Участие в разработке технических заданий для подрядчиков и контроль их выполнения.
  • Подготовка отчетов о ходе выполнения проекта для руководства и заинтересованных сторон.

  • Решение возникающих проблем и вопросов, связанных с проектом, чтобы не было хаоса.

  • Участие в переговорах с клиентами, презентация проектов и защита бюджета.
  • Участие в запуске новых продуктов и услуг, анализ результатов и корректировка стратегии.

«Проджект» – это связующее звено между клиентом и специалистами. Он, как часовщик, — заводит механизмы, а после следит, чтобы каждый винтик был на своем месте и исправно работал. Если в проекте что-то «поломается», именно ПМ должен все решить.

Поэтому это тревожная и сложная профессия.

Нужно много общаться с людьми, улавливать их настроения, подстраиваться и корректно реагировать. Поэтому «проджект» обязан уметь управлять своими эмоциями, с холодной головой смотреть на ситуацию (клиентскую или внутри проекта) , проявлять эмпатию. То есть обладать сильными софт-скиллами.

Одновременно у него должна быть высокая экспертиза, в том числе знание рекламных инструментов и форматов. Иначе он не сможет разговаривать со специалистами в команде на равных, не сможет решать проблемы и следить за рабочей гигиеной.

Ульяна Аббасова, аккаунт-директор Digital Strategy

Чтобы претендовать на позицию Middle и выше, ПМ должен иметь:

  • Опыт управления проектами от и до (планирование, контроль бюджета, сроков и качества) .

  • Знание методологии управления проектами, таких как Agile, Scrum или Kanban.

  • Навыки коммуникации и умение работать в команде, способность мотивировать и вдохновлять других.

  • Умение анализировать данные и принимать решения на основе фактов.
  • Понимание рынка и способность анализировать конкурентов.

  • Опыт работы с различными инструментами и технологиями, такими как Trello, Asana, Jira, Slack и др.

Также плюсом будет знание английского языка.

Почему сложно найти классного «проджекта»: 3 причины

Разберем три глобальные причины кадрового голода с комментариями эксперта.

1. Кандидаты без нужного опыта. Многие соискатели на позицию «проджекта» не обладают перечисленными выше навыками. Например, у них недостаточно опыта ведения проектов, мало работали с людьми из разных отделов, есть пробелы в софт-скиллах.

Я почти 9 лет на рынке рекламы и часто сталкиваюсь с кандидатами, которые не имея достаточного опыта и экспертизы, просят много денег. При этом выявить несоответствие довольно просто: когда просишь сделать что-то на практике, сразу видно, кто есть кто. Например, если человек завысил уровень экспертизы, он не может корректно решить предложенный мной кейс: путается, суетится. Это минус.

Ульяна Аббасова, аккаунт-директор Digital Strategy

2. Резкое изменение рынка. Санкции против РФ и блокировки иностранных соцсетей в нашей стране отразились на кадровом рынке.

Помню момент, когда Facebook (соцсеть, признанная в России экстремистской) заблокировали в марте 2022 года. Тогда несколько моих крупных рекламных кампаний резко остановились. Возможности реанимировать их не было. Всем специалистам, с которыми я работала, пришлось срочно переквалифицироваться — подстроиться под новые площадки. Те, кто смог быстро сориентироваться, повысили свою ценность. Те, кто нет, – отсеялись. Поэтому важно, чтобы ПМ умел проявлять гибкость в своем развитии. Такие люди на вес золота.

Ульяна Аббасова, аккаунт-директор Digital Strategy

При этом ухватить таких специалистов стало сложнее, потому что многие стали искать работу в международных компаниях.

3. Высокая конкуренция. Это пункт, который логично продолжает предыдущий. Причем не только между самими ПМ, но и агентствами. Если на горизонте появляется крутой специалист, его тут же забирают.

Когда выхожу на рынок, каждый раз вижу, какая там борьба за классных специалистов. Особенно, за тех, у кого есть опыт в диджитал. Поэтому каждый месяц мы в Digital Strategy формируем планы по найму. Это значит, что я продолжаю поиск кандидатов, даже если нагрузка по проектам распределена равномерно и задачи закрыты. Для меня важно, чтобы был кадровый резерв. Если же нахожу супер звезду – опытного ПМ, – тогда даже ждать не буду: придумаю что-нибудь и возьму к себе в отдел. Иначе это быстро сделает кто-то другой.

Ульяна Аббасова, аккаунт-директор Digital Strategy

Воронка поисков кандидатов в Digital Strategy не ограничивается только Москвой. В команде ряд специалистов из других регионов и стран. Например, на руководящих позициях работают специалисты из Минска (Беларусь).

Наш тимлид – Вова Жуковец – специалист с очень сильной технической экспертизой. Он из Минска, и его менталитет немного отличается. Вова размеренный, спокойный, умеет располагать к себе и понятно доносить информацию: объясняет кейсы на забавных метафорах. Например, однажды сравнил SEO с картошкой. Ребята в команде любят, когда он проводит обучение. К нему не страшно пойти пожаловаться или попросить что-то объяснить. Это важный показатель для ПМ.

Ульяна Аббасова, аккаунт-директор Digital Strategy

В среднем на поиски хорошего «проджекта» уходит 3,5-4 месяца, а предложение о работе, или оффер, успешный кандидат получает в течение 2-3 дней.

Из каких этапов состоит собеседование на ПМ в Digital Strategy

В DS процесс поиска ПМ не ниже уровня Middle делится на два потока:

  • на первом оценивают софт-скиллы,

  • на втором – харды, или технические навыки, связанные с выполнением конкретных задач.

Попасть на второй, если не справишься с первым, невозможно. Поэтому в нашей статье мы сделаем акцент «мягких навыках».

Все начинается с просмотров резюме — отбирают кандидатов, чей опыт вызвал интерес. После соискателям назначают онбординг с HR-специалистом — это звонок-знакомство длительностью 15-20 минут. За это время HR рассказывает про вакансию и компанию, а затем задает кандидату базовые вопросы — об его опыте, причине смены работы и условиях, в которых он хотел бы работать.

Если кандидат успешно прошел онбординг, его приглашают на первый большой этап собеседования, который длится 40-60 минут. Здесь соискателю задают вопросы, которые лучше раскрывают его профессиональные и человеческие качества. Какие именно — расскажем ниже.

После интервью, если все прошло хорошо, потенциального ПМ допускают до второго потока — общению со специалистами, которые проверяют хард-скиллы.

На что обращают внимание на первом этапе собеседования: софт-скиллы

Чтобы стать «проджектом» в Digital Strategy, нужно правильно себя продать. Это значит, где нужно дать выжимку из своего опыта, а где нужно – поговорить о котиках. Объясним подробнее.

1. Грамотно рассказать о своем опыте. Будущий ПМ должен грамотно преподносить свои плюсы и отбирать информацию для разговора с интервьюером.

Важно, чтобы в начале разговора человек структурировано выстроил рассказ о своем опыте: не уходя в дебри и детство. Он должен четко понимать, какими результатами нужно поделиться. Это поможет понять, какой у него бэкграунд. «Вода» в самопрезентации, особенно на позицию ПМ, – это плохо.

Ульяна Аббасова, аккаунт-директор Digital Strategy

Отлично, если кандидат расскажет о своих кейсах, которые считает интересными, о своем пути в профессии. Например, как он пришел ассистентом в компанию и вырос до Senior ПМ. Или как пересобрал систему сложного проекта с помощью определенных инструментов. Такая информация станет подходящей отправной точкой для интервьюера.

Ситуаций, когда первые 15 минут уходят в «молоко», примерно 70%. Приходится по крупицам собирать, что хочет показать из себя собеседник. Для меня неумение рассказать о себе — первый «красный флаг».

Ульяна Аббасова, аккаунт-директор Digital Strategy

2. Заниматься саморазвитием. Сфера рекламы очень динамичная. Особенно в последние годы, когда рынок активно перестраивается: уходят старые и приходят новые площадки, меняются инструменты. Поэтому «проджект» должен заниматься саморазвитием, чтобы не выпасть из контекста.

Я всегда спрашиваю, чем человек занимается помимо работы. Прошу назвать 3-4 классных ресурса для развития в профессии и в жизни. Это не просто для галочки, мне действительно интересно: возможно, смогу что-то почерпнуть для себя. Но было не мало случаев, когда люди отвечали: ««Да зачем? Работа итак занимает много времени. Поэтому я не обучаюсь, мне это сейчас неинтересно». Для меня это – плохой знак. Важно, чтобы ПМ горел своим делом и хотел дальше в нем развиваться.

Ульяна Аббасова, аккаунт-директор Digital Strategy

3. Лавировать между уровнями диалога

Еще одна уловка, которая помогает установить контакт и лучше понять соискателя, – вопросы об увлечениях, питомцах и чем-то, не связанным с работой.

Это помогает посмотреть, как человек рассказывает о том, что ему нравится. В такой момент меняется мимика: кто расслабляется, кто-то, наоборот, закрывается. Но зачастую, когда мы проходим через этот «экватор», диалог становится менее напряженным. Чтобы быть хорошим «проджектом», нужно поддерживать диалог на разных уровнях, в том числе неформальных. Ведь нередко к ПМ могут прийти, чтобы снять тревожность или посоветоваться

Ульяна Аббасова, аккаунт-директор Digital Strategy

4. Быть готовым к вопросам на проверку эмоционального интеллекта

Способность понимать свои эмоции и эмоции других – качество для успешной работы ПМ. Поэтому интервьюер может спроецировать спорную ситуацию.

Могу, например, предложить решить ситуацию, когда кто-то в команде постоянно обсуждает решения ПМ и критикует его. Спрашиваю кандидата, как бы он поступил. Для опытного специалиста ответ очевидный: он предложит поговорить, захочет обсудить проблему, объяснить свою позицию. Но нередко соискатели начинают перекладывать ответственность - на руководителя или коллег, - то есть эмоционально подпитывать конфликт. Это плохо

Ульяна Аббасова, аккаунт-директор Digital Strategy

Высокий уровень эмоционального интеллекта важен для ПМ, потому что способствует эффективному общению и решению вопросов - с клиентом и внутри команды.

Интервьюер в DS всегда собирает в отдельном файле не только информацию по кандидату, но также полезные ссылки, материалы и примеры индивидуального плана развития (ИПР) в команде. После человек может получить этот документ в качестве обратной связи. Для кандидатов, которые не смогли дойти до второго потока собеседования, – это классный шанс оценить свои слабые стороны и проработать их.

Мы перечислили основные моменты проверки «мягких навыках» ПМ, на которые в Digital Strategy опираются в первую очередь. Но подбор специалиста — это живой процесс, поэтому интервью может развиваться по разным сценариям.

Если вам близка наша философия, пишите нам на [email protected] и подписывайтесь на наши соцсети.

Ульяна Аббасова
Аккаунт-директор Digital Strategy
Махаббат Сердалина
Редактор
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда